Время  печататься  в  России!

Фантомы печати. Мифы и реальность.

Фантом – призрак, образ чего-либо несуществующего в реальности.

Словом «фантом» в печати определяют, как правило, появление необъяснимого паразитного изображения, возникающего на печатном оттиске во время печати.
Появление печатных «фантомов» периодически наблюдается, как при ролевой, так и листовой печати. Форма и вид «фантомов» довольно разнообразны. Отдел главного технолога ПКПП совместно с рядом ведущих европейских лабораторий и научно-исследовательских институтов проводит сбор информации и анализ причин возникновения фантомных изображений. К настоящему моменту описаны и исследованы четыре вида фантомов.
Фантомные изображения были классифицированы, и для каждого класса фантомов было дано научное определение и описан механизм образования.

Всего было описано четыре вида «фантомов»

хостинг - ghosting

дублинг - doubling

матово-глянцевый эффект - chemical ghosting

фантоминг - fantoming

Из них научно исследовано только три вида ghosting, doubling и chemical ghosting

МАТОВО-ГЛЯНЦЕВЫЙ ЭФФЕКТ или ХИМИЧЕСКИЕ ФАНТОМЫ

Первым исследованным видом был матово-глянцевый эффект (МГЭ). В иностранных публикациях данный вид фантомов часто обзывают «chemical ghosting», что можно перевести как «химический фантом».

МГЭ – появление на оборотной стороне зеркального изображения, графических объектов, напечатанных на лицевой стороне, металлизированными или флуоресцентными пантоновыми красками, а также фантомных изображений плотных красочных участков с высокими значениями суммарного тона красок (total ink). «Фантомное» изображение образуется в результате локальной ретикуляции (растрескивания) поверхности красочного слоя, в результате чего происходит визуальное изменение глянца поверхности краски.

МГЭ возникает на оборотной стороне обложек, лицевая сторона которых лакируется в/д и/или УФ-лаком. Если печатный лист вытащить из машины непосредственно после печати, то эффект практически незаметен. Эффект возникает в стопе через некоторое, иногда, довольно продолжительное время (от 30 минут до 3 часов).

Проблема возникает из-за взаимодействия сиккативных компонентов листовых красок с некоторыми компонентами бумаги. В процессе этого химического взаимодействия образуется свободно-радикальные соединения, которые является катализатором окислительной полимеризации. Под его действием скорость закрепления краски увеличивается многократно, что приводит к увеличению внутренней напряженности красочного слоя и образованию трещин на его поверхности. Деформация настолько велика, что в ряде случаев отмечается образование хорошо заметного рельефа, напоминающего конгревное тиснение.

Существуют и другие теории объясняющие образование МГЭ в которых главную роль в ускорении закрепления красок отводится определенным компонентам красок или бумаги, но общий вывод у всех исследователей – причина в взаимодействии компонентов бумаги и продуктов закрепления красок при тесном контакте лицевой и оборотной сторон запечатанной бумаги в стопе. (подробнее о механизме образования МГЭ можно прочитать в статье Уве Бертольда «Фантомы перестают быть загадкой» PrintCom Russia №19/20-2008)

Одной из особенностей данного фантома является то, что его практически невозможно инструментально измерить и зафиксировать. Ни глянцметр, ни денситометрическое или спектрометрические приборы его не фиксируют количественно, что затрудняло его исследование. Уже несколько лет данного явления не наблюдается. Исправляется дополнительной ВД-лакировкой поверхности оттиска с фантомами, которая выравнивает глянец и фантомы исчезают.

ДУБЛИНГ ИЛИ ТОНОВЫЕ ФАНТОМЫ

Тоновые фантомы – изображения на растровых красочных плашках, образованные посредством локального незначительного изменения тона на относительно ровных растровых заливках, возникшие в результате локальных изменений тоновых приращений растровых точек.

Основная отличительная черта тоновых фантомов от механических в том, что они не являются отображением графических элементов на оборотной стороне бумажного полотна, а имеют уникальную форму зависящую только от конфигурации и взаимного расположения сил отрыва бумажного полотна от резины.

Тоновые фантомы часто появляются на расположенных ближе к краю бумажного полотна полосах.

В большинстве случаев тоновые фантомы геометрически нестабильны, т.е. меняют свою форму в процессе печати. Согласно теории фантом образуется в результате двойного касания бумажного полотна офсетной резины на смещенном по ходу печати цилиндре.

Происходит это при определенной локализации сил разделения красочных слоев по офсетному полотну. Как следствие появление данных фантомов зависит от реологических свойств красочных слоев (толщины, липкости и вязкости красок) и конфигурации зон контакта на резине. Соответственно уменьшить фантомизм можно увеличив натяжение бумажного полот-на и/или уменьшив липкость краски. Например добавив подачу увлажняющего рас-твора.

Тоновые фантомы замечены и при печати на листовых машинах, где тоже зафиксиро-ваны случаи двойного касания офсетного полотна бумагой. Причина двойного каса-ния однако отличается от ролевой машины. В листовой печати это происходит на тонких бумагах в результате захлестывания хвостовой части бумажного листа при подходе его к зоне контакта.

ХОСТИНГ ИЛИ MECHANICAL GOSTING

Механический фантом – негативное зеркальное изображение графических объектов находящихся на оборотной стороне бумажного полотна, возникающее на плашках, воспроизводящихся растровыми точками с процентовкой в диапазоне 15-80%.

Верхняя секция

Нижняя секция

пилинг - причина хостинга

Практический пример

Механические фантомы

Бумажная теория или теория кальцинирования

Приведенные ниже данные представлены ведущим мировым производителем бумаги «Sappi».

В 2009 ОГТ ПКПП обратился в технологическую группу «Sappi» с просьбой провести анализ отложений, образующихся на поверхности офсетной резины в процессе печа-ти. Были переданы образцы соскобов и куски отработанного резино-тканевого полот-на с типичными отложениями, образовавшимися при печати на мелованной бумаге.

В результате на свет родился отчёт в виде двух презентации с весьма расплывчатыми выводами. Все пробы в правильных скотч-тестах и соскобах с резин показали наличие частиц краски и мелованного слоя (кальций и глина).

Офсетные полотна

Главным итогом проведенных «Sappi» исследований, стало научное подтверждение того, что белесые наслоение на офсетной резине в основном состоят из кальциевых отложений и глины (каолина), т.е. частиц мелованного слоя. Данный вывод подтвердили и сделанные при 320-кратном увеличении фотографии налета на офсетной резине.

На фотографии хорошо видно, что кальциевые отложения образуются на пробелах вокруг растровых точек и толщина отложений значительно больше толщины красочного слоя. Естественно это приводит к увеличению давления между офсетными ци-линдрами верхней и нижней секций и как следствие к увеличению растискивания с оборотной стороны в местах кальциевых отложений.

Офсетные резины

Анализ элементов

Офсетные резины

Топография поверхности резины

Верность фантомной теории кальцинирования подтверждает довольно большое количество произведенных наблюдений

Динамика образования фантома, выраженная в постепенном увеличении интенсивности фантомного изображения после очистки офсетного полотна.

Наличие на резине трудноудаляемых белых малорастворимых отложений

На образование и степень проявления механического фантома не влияют, ни натяжение полотна, ни реологические свойства краски. Например увеличение подачи увлажняющего раствора только увеличивает степень и скорость появления кальциевого фантома.

Данные фантомы образуются только на мелованных бумагах

Основным и единственным методом борьбы с кальциевым фантомом является добавление в увлажняющий раствор антипилинговой добавки

ФАНТОМИНГ ИЛИ ПРИЗРАК ТИПОГРАФИИ

ОБРАЗОВАНИЕ НА ФОНОВЫХ РАСТРОВЫХ ПЛАШКАХ ИЗОБРАЖЕНИЙ РЕАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ – БУКВ , СИЛУЭТОВ И Т.П.,
образование которых не поддается логическому и научному объяснению.

На моей практике было всего два случая проявления реального фантомизма. Оба случая были на печатной машине Harris M600. В 2006 году 30 апреля при печати люксового журнала на бумаге Galerie Fine на рекламе СПА отеля в углу на стене появилась тень женщины. Печатники остановили машину и проверили файлы и формы. Нигде тени женщины не обнаружили.

В 2006 году 30 апреля при печати люксового журнала на бумаге Galerie Fine на рекламе СПА отеля в углу на стене появилась тень женщины. Печатники остановили машину и проверили файлы и формы. Нигде тени женщины не обнаружили. На всякий случай поменяли весь комплект форм. Ничего не изменилось. Поиграли натяжением бумаги и поменяли резины на всех секциях. Тень не только не исчезла, но несмотря на все проведенные действия осталась на том же месте, даже ни на миллиметр не поменяв очертания. Повторная проверка всей цифровой информации по данной полосе, пленок, монтажей и форм не выявила наличия тени на стене. После суток «борьбы с тенью» было принято решение переставить заказ на другую, точно такую же, печатную машину и если она не исчезнет так и напечатать. Тень исчезла!

Второй случай произошел примерно год спустя на той же рулонной печатной машине. На фоновой плашке рекламы престижной люксовой иномарки появилось тень от буквы «В». Как и в предыдущем случае никаких причин ее появления обнаружено не было. Но в этот раз уже знали как решить проблему и сразу переставили формы на другую рядом стоящую машину. Фантом не появился. Больше такие фантомы не появлялись.

По мнению специалистов «фантоминг все еще считаются загадочным явлением в ролевой офсетной печати Heatset»

Возврат к списку

2001-2017© АО Полиграфический комплекс «Пушкинская площадь». 

Все права защищены.